Макросреда – это комплекс факторов как внешних, так и внутренних, действующих на компанию. К сожалению, руководство компании, как правило, не может на них влиять, но обязано их учитывать. Не стоит забывать, что основные силы макросреды, оказывают влияние как на саму фирму, так и на ее конкурентов, а также на элементы микросреды. На макросреду обычно, влиять труднее, чем на микросреду, но это не значит, что фирмы должны оставаться пассивными; невозможность контроля не подразумевает неспособности влиять.
Шесть факторов макросреды:
Несомненно, все эти факторы макросреды влияют на деятельность организаций. Рассмотрим подробнее каждый из них:
Демографические факторы макросреды
- Рассмотрим тенденции демографических факторов:
1) Мировой демографический взрыв |
Население земли растет огромными темпами, что вызывает негодование в различных странах по следующим причинам: – ресурсов планеты может не хватить для поддержания жизни растущего количества людей; – численность населения растет в тех странах, которые меньше всего себе могут этого позволить; – если растет численность, растут и нужды людей в тех или иных товарах и услугах, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательской способности. |
2) Падение рождаемости |
Падение рождаемости это угроза для определенных сфер рынка и успех для других. Фирмы будут вынуждены перепрофилировать своё производство, направлять свои усилия для обслуживания пожилых людей. Например, рост группы населения от 65 лет и старше породит спрос на интернаты, дома для престарелых и т.д. |
3) Миграция населения |
В условиях рынка народ, так, скажем, стал легким на подъем. Люди стремятся в города, ведь там большие доходы, более широкий выбор товаров и услуг. На долю крупных городов выпадает большая масса продаж. Но не все люди обосновываются в городах. Тогда возникает следующая ситуация, города оказываются в окружение пригородов, а те в свою очередь в окружение дачных поселков. |
4) Повышение образовательного уровня и рост числа служащих |
Число образованных людей растет, тем самым повышается спрос на высококачественные товары, книги, журналы и туристические поездки. Растет доля служащих и уменьшается доля рабочих, в общем количестве работающего населения. |
Экономические факторы макросреды
- Благодаря этим факторам определяется уровень экономического развития, рыночных отношений и конкуренции в стране. Главными характеристиками этой группы факторов являются: размер валового национального продукта, налогообложение, темпы инфляции, уровень безработицы, величина и структура бюджета и т.д. Изменение этих параметров влияет на деятельность предприятий, а именно на кадровую и учетную политику, а также влияет на уровень жизни населения, на их платежеспособность.
- Рассмотрим экономические факторы макросреды:
- Покупательская способность населения;
- Пропорции распределения доходов в стране;
- Финансово-кредитное положение в стране;
- Общехозяйственная структура;
- Изменения в структуре потребления граждан;
- Эластичность потребления;
- Отраслевая структура экономики страны.
Природные факторы макросреды
- Например, ухудшение экологической обстановки, предполагает увеличение требований к экологической обстановке в той или иной организации что, как правило, ведет за собой дополнительные расходы. Если же запасы природных ресурсов уменьшаются , то это влияет на их стоимость, что заставляет предприятия использовать и внедрять ресурсосберегающие технологии, использовать более дешевые синтетические ресурсы.
- В состав природных факторов входят следующие:
- Уровень загрязнения окружающей среды;
- Состояние источников сырья и энергоресурсов;
- Использование источников сырья и энергоресурсов;
- Степень влияния государства на интенсивность ресурсопотребления.
Важная проблема развития экономики связана с нефтью – одним из невозобновляемых природных ресурсов. Например, экономика ведущих индустриальных стран находится в сильной зависимости от цены на нефть.
Научно-технические факторы макросреды
- Сейчас новшества в области компьютерных технологий увеличиваются огромными темпами. Несомненно, они оказывают огромное влияние на деятельность предприятий. Нововведения упрощают работу и ускоряют сам процесс деятельности. В то же время создание новой рецептуры и технических условий на производство пирожных может оказаться не менее значимым для кондитерского производства, а в некоторых случаях – решающим для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества.
- Они включают:
- Темпы технологических изменений;
- Тенденции в развитии науки и технологий;
- Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов;
- Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений;
- Участие государства в научно-технических исследованиях.
На сегодняшний день научно-техническая среда, является, возможно, самым главным фактором нашего существования. Новые технологии создают различные возможности, способствуют появлению новых рынков и т.д.
Политико-правовые факторы макросреды
- Например, объявление моратория на рассмотрение инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития, являвшимся, по сути, исключительно политическим шагом, привело к значительному сокращению инвестиционных программ вообще и во многом сократило внешнеэкономический оборот страны. Поэтому предприятие должно понимать, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена политических партий и лидеров, каких следующих политических шагов можно ожидать от действующего правительства.
- Они представляют собой:
- Государственная экономическая политика;
- Состояние законодательства по регулированию хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- Состояние законодательства по защите прав потребителя;
- Состояние законодательства по защите интересов общества от непорядочной предпринимательской деятельности;
- Влияние внешнеэкономических акций государства на развитие рынков сбыта внутри страны и экспорта продукции за рубеж.
Не нужно забывать, что хорошо продуманное законодательство создает благоприятные условия для развития рынка товаров и услуг.
Социально-культурные факторы макросреды
- На принятии маркетинговых решений могут оказать влияние особенностей культурного уклада стран – приверженность населения страны к основным культурным ценностям и наличиям субкультур в рамках единой культуры.
- К ним относятся:
- Особенности культурных и нравственных ценностей сообщества потребителей;
- Формы культур;
- Степень приверженности общественного сознания, влиянию внешних факторов (включая массовую культуру);
- Отношение к корпорациям, государственным органам, фирмам и другим организациям.
Нужно помнить эти особенности, иметь ввиду , что они различаются в обществе в рамках различных рынков, на которых фирма осуществляет свою деятельность.
Основные выводы: фирмы должны как можно лучше анализировать каждый из факторов макросреды, выявлять его особенности и учитывать его влияние на свою деятельность, только тогда можно будет добиться устойчивого положения на рынке и значительных конкурентных преимуществ.
Автор: Лопухова А.
Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по услугам анализа факторов макросреды компании, а также сможете задать нам свои вопросы!
Основные услуги компании Future Sales:
Повышения эффективности продаж;
Полный или частичный аутсорсинг продаж;
Разработка рекламных кампаний;
Заказать услуги
Tagged: макросреда, Основные факторы макросреды, реклама, факторы макросреды