Основные факторы макросреды




Макросреда – это комплекс факторов как внешних, так и внутренних, действующих на компанию. К сожалению, руководство компании, как правило, не может на них влиять, но обязано их учитывать. Не стоит забывать, что основные силы макросреды, оказывают влияние как на саму фирму, так и на ее конкурентов, а также на элементы микросреды. На макросреду обычно, влиять труднее, чем на микросреду, но это не значит, что фирмы должны оставаться пассивными; невозможность контроля не подразумевает неспособности влиять.

Шесть факторов макросреды:

Несомненно, все эти факторы макросреды влияют на деятельность организаций. Рассмотрим подробнее каждый из них:

Демографические факторы макросреды

      • Рассмотрим тенденции демографических факторов:
1) Мировой демографический взрыв

Население земли растет огромными темпами, что вызывает негодование в различных странах по следующим причинам:

– ресурсов планеты может не хватить для поддержания жизни растущего количества людей;

– численность населения растет в тех странах, которые меньше всего себе могут этого позволить;

– если растет численность, растут и нужды людей в тех или иных товарах и услугах, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательской способности.

2) Падение рождаемости

Падение рождаемости это угроза для определенных сфер рынка и успех для других. Фирмы будут вынуждены перепрофилировать своё производство, направлять свои усилия для обслуживания пожилых людей. Например, рост группы населения от 65 лет и старше породит спрос на интернаты, дома для престарелых и т.д.

3) Миграция населения

В условиях рынка народ, так, скажем, стал легким на подъем. Люди стремятся в города, ведь там большие доходы, более широкий выбор товаров и услуг. На долю крупных городов выпадает большая масса продаж. Но не все люди обосновываются в городах. Тогда возникает следующая ситуация, города оказываются в окружение пригородов, а те в свою очередь в окружение дачных поселков.

4) Повышение образовательного уровня и рост числа служащих

Число образованных людей растет, тем самым повышается спрос на высококачественные товары, книги, журналы и туристические поездки. Растет доля служащих и уменьшается доля рабочих, в общем количестве работающего населения.

 

Экономические факторы макросреды

      • Благодаря этим факторам определяется уровень экономического развития, рыночных отношений и конкуренции в стране. Главными характеристиками этой группы факторов являются: размер валового национального продукта, налогообложение, темпы инфляции, уровень безработицы, величина и структура бюджета и т.д. Изменение этих параметров влияет на деятельность предприятий, а именно на кадровую и учетную политику, а также влияет на уровень жизни населения, на их платежеспособность.
      • Рассмотрим экономические факторы макросреды:
        • Покупательская способность населения;
        • Пропорции распределения доходов в стране;
        • Финансово-кредитное положение в стране;
        • Общехозяйственная структура;
        • Изменения в структуре потребления граждан;
        • Эластичность потребления;
        • Отраслевая структура экономики страны.

Природные факторы макросреды

      • Например, ухудшение экологической обстановки, предполагает увеличение требований к экологической обстановке в той или иной организации что, как правило, ведет за собой дополнительные расходы. Если же  запасы природных ресурсов уменьшаются , то это влияет на их стоимость, что заставляет предприятия использовать и внедрять ресурсосберегающие технологии, использовать более дешевые синтетические ресурсы.
      • В состав природных факторов входят следующие:
        • Уровень загрязнения окружающей среды;
        • Состояние источников сырья и энергоресурсов;
        • Использование источников сырья и энергоресурсов;
        • Степень влияния государства на интенсивность ресурсопотребления.

Важная проблема  развития экономики связана с нефтью – одним из невозобновляемых природных ресурсов. Например, экономика ведущих индустриальных стран находится в сильной зависимости от цены на нефть.

Научно-технические факторы макросреды

      • Сейчас новшества в области компьютерных технологий увеличиваются огромными темпами. Несомненно, они оказывают огромное влияние на деятельность предприятий. Нововведения упрощают работу и ускоряют сам процесс деятельности. В то же время создание новой рецептуры и технических условий на производство пирожных может оказаться не менее значимым для кондитерского производства, а в некоторых случаях – решающим для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества.
      • Они включают:
        • Темпы технологических изменений;
        • Тенденции в развитии науки и технологий;
        • Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов;
        • Ужесточение требований к безопасности технологических нововведений;
        • Участие государства в научно-технических исследованиях.

На сегодняшний день научно-техническая среда, является, возможно, самым главным фактором нашего существования. Новые технологии создают различные возможности, способствуют появлению новых рынков и т.д.

Политико-правовые факторы макросреды

      • Например, объявление моратория на рассмотрение инвестиционных проектов на территориях приоритетного развития, являвшимся, по сути, исключительно политическим шагом, привело к значительному сокращению инвестиционных программ вообще и во многом сократило внешнеэкономический оборот страны. Поэтому предприятие должно понимать, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена политических партий и лидеров, каких следующих политических шагов можно ожидать от действующего правительства.
      • Они представляют собой:
        • Государственная экономическая политика;
        • Состояние законодательства по регулированию хозяйственной и предпринимательской деятельности;
        • Состояние законодательства по защите прав потребителя;
        • Состояние законодательства по защите интересов общества от непорядочной предпринимательской деятельности;
        • Влияние внешнеэкономических акций государства на развитие рынков сбыта внутри страны и экспорта продукции за рубеж.

Не нужно забывать, что хорошо продуманное законодательство создает благоприятные условия для развития рынка товаров и услуг.

Социально-культурные факторы макросреды

      • На принятии маркетинговых решений могут оказать влияние особенностей культурного уклада стран – приверженность населения страны к основным культурным ценностям и наличиям субкультур в рамках единой культуры.
      • К ним относятся:
        • Особенности культурных и нравственных ценностей сообщества потребителей;
        • Формы культур;
        • Степень приверженности общественного сознания, влиянию внешних факторов (включая массовую культуру);
        • Отношение к корпорациям, государственным органам, фирмам и другим организациям.

Нужно помнить эти особенности, иметь ввиду , что они различаются в обществе в рамках различных рынков, на которых фирма осуществляет свою деятельность.

Основные выводы: фирмы должны как можно лучше анализировать каждый из факторов макросреды, выявлять его особенности и учитывать его влияние на свою деятельность, только тогда можно будет добиться устойчивого положения на рынке и значительных конкурентных преимуществ.

Автор: Лопухова А.

 

 

Позвоните нам по телефону +7 (495) 768-83-56 и вы получите развернутую бесплатную консультацию по услугам анализа факторов макросреды компании, а также сможете задать нам свои вопросы!

Основные услуги компании Future Sales:

 

Повышения эффективности продаж;

Полный или частичный аутсорсинг продаж;

Продвижение в Интернете;

Разработка рекламных кампаний;

Комплексное обучение или отдельный тренинг;

Помощь для Start-Up проекта.

 

 

Заказать услуги

 

Tagged: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.